Сценарий фольклорных посиделок «Путешествие в страну Фольклора. «Матрёшкина деревня»

(звучит русская фольклорная музыка)

За ширмой начинают беседу две куклы – скоморохи.

Федул: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Прошка: Я – скоморох Прошка.

Федул: А я Федул – скоморошка.

Прошка: Федул, а Федул

Что губы надул?

Федул: Кафтан прожег.

Прошка: Починить можно?

Федул: Можно, да иглы нет.

Прошка: А велика ли дыра?

Федул: Один ворот остался.

Прошка: Под кустом у дорожки

Сидели скоморошки.

Федул: Они срезали по пруточку.

Они сделали по гудочку.

Прошка: Вы гуды, гуды, гудите,

Парней, девок веселите!

У меня, скомороха Прошки, игр да забав целое лукошко!

Федул: Собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки.

Прошка: Вас сегодня ожидают русские потешки.

(звучит музыка выходят ведущие)

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поведем беседу об удивительном явлении устного народного творчества. А о каком спросите вы? Скажу коротко о фольклоре.

Ведущий 1: Слово это трудное. Давайте вместе его произнесем. Фольклор. Молодцы! Слово это пришло к нам из английского языка и означает народная мудрость.

Ведущий 2: Ребята, а вы знаете колыбельные, сказки, потешки, пословицы? (Ответы) Это и есть фольклор. Много у России разных сел и городов. И в каждом из них свои обычаи, сказки, прибаутки. Любой народ бережно хранит свое устное народное творчество, будь то русские, англичане или французы.

Ведущий 1: В каждой стране есть свое устное народно творчество. И поэтому каждый человек должен знать и уметь передать это своим детям, то есть вам.

Ведущий 2: С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся. Вот, например, вы знаете, что такое «прибаутки»? (Ответы детей)

Ведущий 1: Прибаутки – это забавные песенки, которые своей необычностью веселят вас – детей. Прибаутки не связаны с конкретными действиями или играми, они предназначены, прежде всего, для развлечения вас, а их народное название - «забавушки».

Ведущий 2: Прибаутка – это короткий смешной рассказец, анекдот, это небольшая стихотворная сказочка.

Ведущий 1: Вот, например, некоторые из них:

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Ведущий 2: Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошка выгнала кота,

Ножкою топнула,

Дверь за ним захлопнула!

Ведущий 1: Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют ваше представления об окружающем мире, будят вашу фантазию и воображение.

Ребята, а вы знаете, что такое считалка и для чего она нужна? (Ответы)

Ведущий 2: Считалка создана для того, чтобы распределить роли в детской игре, хотя раньше, как предполагается, она использовалась и взрослыми для распределения обязанностей в коллективных работах.

Ведущий 1: Как известно, в старину, при полном отсутствии механизмов и автоматов, все работы ложились на плечи людей. Работа была разная, одна легкая, другая тяжелая.

Ведущий 2: Вот люди и придумали считалки, чтобы распределить работу между собой и все подчинялись этим правилам.

Ехала белка не тележке
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три
Выходи из круга ты!

Ведущий 1:

Шёл баран,

По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмёт,

Тот и вон пойдёт.

Ведущий 2: А вы, знаете какие – нибудь считалки? (Ответы детей)

Ведущий 1: Ещё в устном народном творчестве есть «дразнилки». А дразнилки - это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывали сами дети, чтобы защититься от обидчика.

Ведущий 2: Чаще всего детские дразнилки высмеивают различные черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.

Жадина, говядина,
Соленый огурец

На полу валяется,
Никто его не ест!

Ведущий 1: Рыжий!
Рыжий!
Конопатый!
Убил дедушку лопатой!

Ведущий 2: С помощью дразнилок вы учитесь замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так вы сами занимаетесь исправлением недостатков друг друга. К тому же вы учитесь слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить: «Кто как обзывается, тот так и называется!»

Ведущий 1: Дразнилки для детей передаются из поколения в поколение, от старших к младшим. Интересно, что взрослые обычно не помнят своих детских дразнилок и даже считают их глупыми и обидными. Хотя дразнилки несут огромную пользу. С их помощью вы учитесь не только подмечать плохое, но и отвечать на уколы в свой адрес.

Ведущий 2: А вы знаете, что наши предки в старину обращались к природным явлениям непременно в стихотворной форме. Это обращение называется – закличка. Заклички пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы.

Ведущий 1: Предки просили о хорошем урожае, о доброй охоте или рыбалке. Сегодня заклички, увы, исчезли из нашей реальности, и только вы продолжаете пользоваться закличками. Складные, рифмованные заклички не только читаются, но и распеваются детьми, что выглядит очень трогательно.

Ведущий 2: Радуга-дуга,

Перебей дождя –

Опять в ночь

Льет во всю мочь;

Перебей гром,

Не попал бы в дом.

Ведущий 1: Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Ведущий 2: Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Ведущий 1: Стрелочка-стрекозочка,

Полети на облачко!

Сухо будет - полечу,

А сыро будет - посижу!

Ведущий 2 : Ребята, а что такое игра? (Ответы детей) Это тоже фольклор. Вот и сейчас мы с вами по играем в игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Игра называется «Месим тесто» .

Описание: Дети встают в круг и берутся за руки. И двигаясь в середину круга, проговаривают слова «Месим, месим, месим тесто» три раз повторяя. Затем дети расходятся в большой круг со словами «Дуйся пузырь, раздувайся большой, раздувайся большой да не лопайся!». Круг «пузырь» расширяется до тех пор, пока «пузырь не лопнет». В том месте, где «лопнул пузырь», та пара детей и встает в середину круга. И теперь дети снова двигаются в середину круга со словами и «месят тесто», то есть, касаясь водящих в центре круга. И так далее, пока круг не станет совсем маленьким.

Ведущий 1: Молодцы! А сейчас по играем еще в одну игру, которая вам должна быть знакома. Она называется «Жмурки» .

Описание: Дети встают в круг. Выбирают водящих, одному завязывают глаза, а другому привязывают к ноге колокольчик. Тот ребенок у кого колокольчик должен передвигаться по кругу так, чтобы колокольчик не зазвенел, а тот ребенок, у которого завязаны глаза, должен поймать его. Дети, которые создают круг, должны помогать первому водящему, у которого завязаны глаза говоря «горячо» если он приближается ко второму водящему. Дети говорят «холодно», если первый водящий отдаляется от второго.

Ведущий 2: И еще одна игра. Она называется «Как у дяди Трифона» .

Описание: Играющие образуют хоровод. Водящий поет песенку, а все остальные идут по кругу. В конце песенки все играющие спрашивают у водящего «Как?». Водящий показывает какое – нибудь движение и все должны повторить. И так далее

Ведущий 1: Какие вы молодцы! Ну, вот и пришла пора нам с вами прощаться.

Ведущий 2: До свидания, ребята!

Ведущий 1: До новых встреч!

Сценарий

познавательно- игровой фольклорной программы

« Русские лапти »

для детей младшего школьного возраста

Цели и задачи : Познакомить детей с историей русского народного ремесла плетения лаптей, их назначением. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. мастерам.

Участники программы : Ведущий- Вед., Скоморохи: Скоморох 1-С 1, Скоморох 2-С 2.

Учащиеся начальной школы.

Реквизит: лапти для проведения конкурсов- 2 пары, лапти сувенирные -2 пары- для оформления и демонстрации, канат, листы бумаги с надписями пословиц и поговорок. обручи 4 шт., кегли 4 шт.. мел, картошка 10 шт.

Звучат русские балалаечные наигрыш / выход скоморохов.

Выбегают скоморохи.

С1 Всем привет! Чего сидите?

Развлечения хотите?

То ли делать неча вам?

Шли б, ребята, по домам

Да хозяйством занялись.

А они, глянь, собрались!

Можно думать, что вам тут

Лапти даром раздают.

Можно думать, за бесплатно

По мороженке дадут!

Даже чаю не нальют!

Так что все домой! Адью!

С2 Эй, ты, что это творишь?!

Ты про что тут говоришь?

Вы не слушайте, ребята,

Он обманывает вас!

Развеселый праздник лаптя

Проведем мы сей же час.

С1 Люди добрые полу женского и мужского,

Не желаете ли лаптя барского?

Лапти русские, не широкие и не узкие,

А в самый раз для всех вас!

Вот лапти рисованные,

Никем еще не надеванные!

А вот плетеные из лыка ядреного!

С2 А вот лапти сувенирные

Для интерьера квартирного!

Гляньте сюда, здесь лапти- игрушки

Для вашей подружки!

С1 У нас лапти всякого размера

Для гнома и Гулливера!

И от всяких мастеров,

Покупай- и будь здоров!

Но мы не даром торгуем сим товаром.

продаем лапти за веселье, а не за безделье!

Вед. За знание, умение и старание!

Будут конкурсы, будут игры!

Всяк получит заряд бодрости!

А для начала, деточки, девочки- мальчики, скажите, что такое лапти?

(Плетеная обувь, которая крепится к ноге с помощью веревок- косичек, называющихся «Оборотами»).

С1 Носим мы сейчас туфли, босоножки, кроссовки, да сапожки. А раньше на Руси…

С2 «Липовые корытца» носили многие лица!

С1 Да не лица! А ноженьки топали по дороженьке в лыковых лапоточках по ухабам да по кочкам. Для долгой дороги лаптей надо много. Недаром говорили в те времена: «В дорогу идти пять пар лаптей плести».

С2 Лапти плести- не околесицу нести. Тут сноровка нужна!

Вед. Да, лапти плели из лыка. А что такое лыко?

(Лыко – это тонкий слой мягкой корыпод толстой основной корой дерева. Лыко драли вначале лета или в конце весны. В эту пору оно легко снимается с деревьев. Для одной пары лаптей надо было ободрать три молодые липки.)

В ту пору легко плели подошву, обувник (бока) и оборы (Демонстрирует на лапте). Запятник- трудное дело, давался он самым умелым. Порою лапти плели всей семьею. Плели и пели песню, ух и интересную!

Выступление ансамбля «Завлекаши».

Вед. Любили лапти в народе! Даже названия давали им разные, например, шептуны, курпы, крутцы. На Черниговщине лапти называли дубочарами, так как плели их из коры молодых дубов. Там где лыка не было, лапти плели из веревок, даже из тонких корней. Такие лапти называли коренниками. А из конского волоса плели волосяники в горячей воде. подогревая, лапти розовели и становились твердыми. На гуляния и в праздники деревенские девушки надевали писанки- «писаные» лапти избелого и розового вязового лыка. А сколько русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях.

Конкурс «Собери пословицы и поговорки».

Играют 2 команды по 4 человека.

Вед. Об удачливом, но хвастливом человеке говорили:

« В один лапоть…(две ноги обувает)».

На никчемного, шатающегося без дела кивали:

«Звонит…(в лапоть)».

Про тех, у кого спеси, хоть отбовляй, народ верно подметил:

«Сидит, надувается. да три дня…(в лапти обувается)».

О завистливом и угодливом человеке судачили:

«Чужие шаги считал, а свои…(лапти изодрал)».

Про непростое дело народ сложил такую пословицу:

«Это вам не лаптем…(щи хлебать)».

А о ловком, пронырливом человеке народ говорил:

« И из лаптей …(выскочит)».

Дети садятся на свои места.

Лапоть передается из рук в руки под музыку.

На ком музыка остановится, тот выходит и садится на скамейку.

Приглашаются 5 человек.

С1 Ловкачи наши пусть сейчас попляшут. Кто в лаптях, кто без лаптей- выходи плясать скорей!

С2 У кого душа не узкая,

Все, кто любит пляску русскую,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов!

Вед. Вот сейчас мы и увидим.

Кто умеет отдыхать.

На скамье обычной сидя,

Нужно что- нибудь сплясать.

Проводится конкурс плясунов.

Вед. Нам веселые девченки

Пропоют частушки звонко,

Ведь в народе каждый знает:

Жить частушки помогают.

Частушки:

Ах, Алеша ты, Алеша,

У тебя гармонь хороша.

Лапти новые скрипят,

Танцевать ему велят.

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей:

Тятька лыка надерет-

Лапти новые сплетет.

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять.

лапти новые надену-

Милого стану завлекать.

Ах, Егорка, ты, Егор,

Ты бы съездил за бугор.

Мне привез желанные

Лапти иностранные.

Попляшите, мои лапти,

Ведь недолго вам плясать.

Выйду замуж- буду плакать,

Вам- под лавкою лежать.

Мы частушки вам пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья. В лапоточках

Мы потопаем сейчас.

Продолжаем мы программу

Для гостей, друзей, для всех.

Начинаем панораму

Удивительных потех!

Вед. И девчонок, и ребят

Вызываем на канат.

Десять – слева, десять – справа.

Только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната».

2 команды по 8 человек. посреди каната привязывается лапоть, чертится линия, за которую нужно перетянуть канат и удержать 10 сек.

Вед. Вот царевна Несмеяна,

То ли Дуня, толь Татьяна,

Толи даже Марианна.

Очень грустная она.

Рассмешите Несмеяну,

То ли Дуню, толь Татьяну,

То ли даже Марианну.

Засмеется-тому аплодисменты сполна!

Конкурс «Рассмеши Несмеяну»

Вызываются желающие. Шуткой, танцем, пантомимой рассмешить девочку.

Вед. К нам на праздник пожаловали гости.

Вед. Ой. вы, гой еси, люди добрые,

В деле славные и хоробные!

Продолжаем игрища народные!

Не для дела. не для славы

Продолжаются забавы.

Конкурс новый. интересный,

Вам пока что неизвестный.

Конкурс «Канатоходцы».

Приглашаются 2 команды по 5-6 человек. Параллельно друг другу на пол кладутся две веревки/ скакалки одинаковой длины на расстоянии 2-3 метра. Каждой команде выдается одна пара лаптей. Первые участники надевают их на руки и по сигналу ведущего, наклонившись, «идут руками» по веревке, поочередно переставляя руки так, чтобы один лапоть прикасался к другому- сплошным шагом. («Ход руками» в лаптях).

Вед. Подходи со всех сторон!

Вот еще аттракцион!

Надо лаптем взять картошку,

Опустить ее в лукошко.

Лапоть другу передать,

Чтоб он мог картошку взять.

Опустить ее в лукошко.

Словом, лаптем взять картошку.

Это вам не щи хлебать,

А картошку доставать.

Проводится конкурс «Перетащи картошку лаптем».

2 команды по 10 человек.

Каждая получает лапоть. Первые игроки Бегут к корзинам, в которых находится мелкая картошка, и стараются лаптем с единственной попытки подхватить ее и положить в стоящее рядом лукошко. Потом возвращаются и передают лапти следующим игрокам. побеждает команда, первой закончившая перекладывать картошку из своей корзины.

Вед. Сейчас состязание с лаптем для тех,

В ком сила играет для разных потех.

Кто взглядом прицельным пространство окинет

Бросать можно слева,

Бросать можно справа.

Кому по плечу богатырская слава?

Проводится конкурс «Закинь лапоть подальше».

Участвуют все желающие. Лапоть бросают не прямо, а через плечо или через голову.

Вед. Лапти- лапоточки,

Белые носочки,

Ровные подошвы,

Вы остались в прошлом.

Легкие, удобные,

Лапти скороходные.

Лапотки плетеные-

Обувь немудреная,

Но зато народная

И душе угодная!

Что ж, закончим праздник

Мы стихом красивым:

Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России.

Дед лапти плел и с лыком лыко

Сплетал, а кот у ног мурлыкал.

А в доме лампа с керосином.

Трещат поленья в печке знойной

Не из какой-нибудь осины,

А из березы белоствольной.

Мороз за окнами трескучий,

Как и огонь, такой же жгучий.

Дед лапти сплел, остатки лыка

Забрал и я, чтоб сплесть оборы,

И что- то плел,а кот мурлыкал

Под наши с дедом разговоры.

Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча.

«МУДРОСТЬ НАРОДНАЯ» (конкурсная программа по мотивам русского фольклора).

(В оформлении зала использованы русские народные мотивы: вышивка, орнамент, русские матрешки, вязание, плетение и т.д.Желательно в музыкальном сопровождении использовать игру гармонистов и балалаечников, если же это невозможно, подобрать соответствующие записи русских народных мелодий на народных инструментах).

Ведущий (на фоне музыки).
Добрый вечер! Сегодня у нас необычный вечер необычный конкурс, посвященный русскому фольклору. Русский народ создал необычное устное народное творчество: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, а также сказки, героические, волшебные, бытовые… Итак, раскроем этот прекрасный ларец русской народной мудрости!!!
Встречаем наши команды: добрых молодцев и красных девиц.

Звучит русская народная мелодия, появляются участники команд в русских костюмах: Русская березка, Скоморохи, Петрушка, Матрешки и Балалаечники.

После представления жюри объявляется начало конкурса.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС.
РАЗМИНКА-ЗАГАДКИ.

Команды могут друг другу загадывать загадки или же их предлагает ведущий.
1. Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу - соскочу-привечу. (Шапка).
2. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка).
3. За стеной костяной, соловейко - спой. (Язык).
4. Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес. (Человек).
5. Маленький Данилка в петелке удавился. (Пуговица).
6. Днем обручем, ночью-змеей. (Пояс).
7. В брюхе - баня, в носу - решето, на голове-пупок, всего одна рука, и та на спине. (Чайник).
8. На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака),
9. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
10. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их? (Одна).

Ведущий:
Пока жюри подводит итоги первого конкурса, дослушаем русскую народную песню.

ВТОРОЙ КОНКУРС.
ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ.

Выносят колчан со стрелами. Каждая «стрела» - это свернутая в трубочку бумага, на которой написано начало пословицы, на другой - ее окончание. Командам предлагается вынуть стрелы одного цвета и сообщить, как правильно звучит пословица.
1. Царство разделится - скоро разорится.
2. Пашню пашут - руками не машут,
3. На чужой стороне - и весна не красна.
4. Конь познается при горе - а друг при беде.
5. Под лежачий камень - вода не течет.
6. И а полатях лежать - так и, ломтя не, видать.
7. Слово не стрела - а хуже стрелы разит.
8. Не сади дерева - корнем кверху.
9. Кто труда не боится - того и лень сторонится.
10. Лучше смерть на поле - чем позор в неволе.

После подведения итогов второго конкурса слышится задорная мелодия русских частушек, на фойе музыки.

Ведущий:
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал.
Сколько раз я слыхал вас, частушки,
Сколько раз я вас сам надевал.
В самоцветных припевках - Россия,
Посвист ветра, и удаль, и стать.
Никогда не выходит из моды Остроумье,
волненье в крови И цветастое слово народа…

Частушка - это не только мотив и слова, пускай и яркие, интересные, а сама жизнь, часть чьей-то памяти души. В частушках четко просматривается зоркость, остроумие, сжатость, энергичность выражения, свободное обращение со словом. Частушка-это произведение искусства, творческая удача, а то и шедевр, которые органически входит в накопленное культурное богатство, отражает душу народа. И не важно, когда она сочинена - вчера или в прошлом веке. Главное - она живет, поражает воображение и радует наши сердца.

ТРЕТИЙ КОНКУРС.
Частушки.

Задача команд - спеть как можно больше частушек. Команды поют по очереди. Если команда затрудняется вспомнить очередную частушку, она может обратиться к помощи своих болельщиков. Частушка от зрителей оценивается наравне с частушкой от команды. Команда, которая первая исчерпает свой запас частушек, окажетя в данном туре проигравшей.
Рекомендуется начать конкурс с домашних заготовок команд под аккомпанемент гармошки, балалайки, зрительские поддержки допускается прослушивать с места, если много зрителей, или же в порядке очереди вызывать их к микрофону на место состязания.
Ведущий:
Молодцы! Хорошо подготовились команды и группы поддержки. Пусть участники команд пока отдохнут, а капитанов мы приглашаем на конкурс ДРАЗНИЛОК.
Издавна от взрослых к детям переходило обыкновение давать друг другу прозвища, дразнить. Дразнилка - это разновидность детского фольклора. Дразнили нерях:«Агашка-грязная рубашка», «Степка-растрепка», осуждали нечестность: «Гришка, Гришка - украл топоришко», нерасторопность, несобранность, недогадливость, обидчивость, болтливость и т.д. Или же дразнилка создавалась и безотносительно к реальным особенностям высмеиваемого - в коротком стишке обыгрывалось имя прибавлением к нему смешного созвучия: «Архип - охрип», «Зина-корзина» и т.д. Обычай дразнить развивал чувство юмора и, что еще ценнее, открытость при выяснении отношений. Редкие ссоры сверстников были длительными. Все заканчивалось этой словесной перепалкой - кто кого, а потом возобновлялась совместная игра. Итак, командиры, кто кого.
Филя - простофиля.
Антошка – картошка.
Алешка - лепешка.
Володька - колодка
Андрей - воробей.
Егор – багор.
Зина - разиня.
Иван - болван.
Кирило - собачье рыло.
Илюха - свинячье ухо.
Маша - простокваша.
Мишка - еловая шишка.
Петька - горька редька.
Стенка - растрепка.
Федул - губы надул.
Татьяна - сметана.
Яшка - драная рубашка.
Филипп – к забору прилип.

Ведущий:
А теперь пожали друг другу руки, и – к своим командам. Нас ждет конкурс СКОРОГОВОРОК. Это тоже разновидность детского фольклора. Они развивают внимание, умение четко выговаривать сло-ва, хорошо говорить. Сейчас мы проверим, как хорошо участники команд владеют отчетливостью русской речи.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС.
СКОРОГОВОРКИ.

1. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли по две гроши.
2. Свинья белорыла, тупорыла, весь двор перерыла.
3. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
4. На семеры сани по семеро в сани.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна - под попом, поп - под колпаком.
6. Три корабля лавировали, да не вылавировали.
7. Идет с козой косой козел.
8. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
9. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
10. От топота копыт пыль по полю летит.
11. Летят три пичужки через три пусты избушки.
12. Стоит копна с подприкопеночком.
13. Добры бобры идут в боры.
14. У быка губа тупа. Бык, бык, тупогуб.

В перерыве звучит русская народная песня в исполнении ансамбля «Русская песня» или «Золотое кольцо».

Ведущий:
Следующий конкурс – СКАЗКА. Задание необычное. Команда представляет инсценировку сказки без звукового оформления и костюмов; разрешается пользоваться предметами, необходимыми по сюжету сказки. Команда противника без подсказки зрителей должна угадать эту сказку. Допускаются пред-варительные ответы, тогда команда представляет следующую сказку.
Рекомендуются хорошо известные всем сказки «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению, по моему хотению», «Лиса и журавль», «Три жадных медвежонка».
Ведущий:
Вот и подошел к концу наш конкурс. Мы рассмотрели самые основные виды русского фольклора и убедились, как щедр народ на выдумку, остроту, как он талантлив, разнолик, умен, находчив. Под мелодию русских песен в современной обработке все участники конкурса танцуют вместе со зрителями.

Сценарий конкурсно- игровой программы для детей «День русских забав»

Данная методическая разработка мероприятия предназначена для работы с детьми школьного возраста.

Цель - активизация детей к совместной деятельности.

В зале всех встречают скоморохи :

Заходи, честной народ,

В зал, где много игр вас ждёт!

В день забав повеселимся,

Поиграем, порезвимся!

Будем вместе забавляться,

Танцевать и развлекаться!

Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!

Скоморох 1:

Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Скоморох 2 :

Отчего ж не поиграть?

Всегда мы играм рады!

А будут ли награды?

Скоморох 1:

А наградой будет смех

Задорный и веселый!

Ведущая:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела -

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ребята, как вы думаете, как развлекались и отдыхали от работы люди на Руси в старые давние времена, когда не было ни телевизоров, ни компьютеров..? (ответы детей)

Да, люди играли. А весело играть получается не в одиночку, а когда много участников игры!

Для начала наши скоморохи загадают вам «Богатырские загадки», ведь в народе русском всегда любимы сказки о богатырях. А мы с жюри (представление жюри) проверим вашу смекалку.

Игра «Богатырские загадки» (загадки имеют богатырскую специфику. Сначала предлагаются несложные и забавные задания).

Богатырская цифра (три);

Не один в поле (воин);

Ведьмолёт (помело);

Отчество Змея (Горыныч);

Ну, а теперь пойдут загадки посложнее- старинные! Справитесь?

5. Чёрное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);

6. Зубов много, а ничего не ест (гребень);

7. Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);

8. В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал (стол);

9. Не крылата, а перната, как летит, так и свистит, а сидит, так молчит (стрела);

10. Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки).

Молодцы! Справились достойно!

Давайте вспомним ещё раз о богатырях. Без кого не может богатырь отправиться в далёкие края на исполнение благих дел? (ответы детей). Правильно, у богатыря обязательно должен быть хороший конь, который тоже должен быть крепким и сильным, готовым к любым испытаниям.

Эстафета «Переездной конь»

Все участники делятся на две команды: одни - "кони", другие - "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" - "лошадками".

Вот мы и посмотрели каковы наездники и кони бывают в бою. А теперь проверим вашу ловкость и быстроту!

Эстафета «Бег в калошах»

Для эстафеты используются калоши 45-го размера. Игрокам необходимо добежать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему участнику.

Скоморохи: Теперь бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,
Да складно, быстро повторяйте.

*Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

*Дали Клаше каши с простоквашей.
Ела Клаша кашу с простоквашей.

Следующее состязание нам покажет силу и ловкость участников.

«Бой петухов»

Игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Ведущий : А теперь отгадайте такую загадку:

В этом доме печь стоит,

Да не каждый день дымит.

Есть и веник, вот беда-

Не метёт он никогда.

Уважают в доме жар,

А хозяин в доме - пар.

(Баня)

Конкурс «Русская баня»

Кто попариться желает

Кто парную уважает,

Приходи скорей-

Есть и веник, и вода,

Веник в руки и, как встарь,

Сам соперника попарь.

Побеждает только тот,

Кто веник быстро обобьёт!

(По два человека «парятся» вениками из газеты)

Конкурс проходит под музыкальное сопровождение- песня «Русская баня»

Игра «Перетягивание каната»

Скоморох: Всех ребят, парней, девчат

Вызываю на канат.

Десять слева, десять справа

Только мускулы трещат!

(Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту).

Игра со всем залом.

Я вас по очереди буду говорить начало пословицы, а вы мне будете отвечать ее окончание.

1. Семь раз отмерь. (один раз отрежь) .

2. Без труда. (не вытащишь рыбку из пруда) .

3. Дареному коню. (в зубы не смотрят) .

4. Один в поле. (не воин) .

5. С кем поведешься,. (от того и наберешься) .

6. Слово не воробей. (вылетит не поймаешь) .

7. Лучше синица в руках,. (Чем журавль в небе) .

8. Не имей сто рублей,. (а имей сто друзей) .

9. Любишь кататься,. (люби и саночки возить) .

10. Поспешишь. (людей насмешишь) .

Продолжаем наше состязание. Следующий конкурс- русская народная игра «Прыжки».

Для игры нужно наметить линию, это будет линия старта. Игроки по очереди прыгают с места в длину. Представитель первой команды прыгает от линии старта, место, куда он приземлиться, отмечается. Представитель второй команды должен прыгать от линии отметки в противоположную сторону. И так пока не прыгнут все игроки. Чья команда победит зависит от прыжка последнего игрока. Если игрок приземлится за линией старта, то команда, которой принадлежит этот игрок, выигрывает, если же игрок не допрыгнет до линии старта и приземлится перед ней, то его команда проигрывает.

А теперь ответьте мне: какая обувь является визитной карточкой Руси? (лапти). Правильно!

Конкурс «Лапти».

Участники снимают с одной ноги обувь и относят в указанное место. Далее все выстраиваются в колонны, а ведущий перемешивает обувь. По сигналу старта каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!

Эстафета «У Салохи»

Конкурс по мотивам известного произведения Н. В. Гоголя. Салоха «упаковывает» всех своих поклонников в мешки так, чтобы мешок доходил до пояса, а одна рука его придерживала. Участники должны по очереди доскакать до указанного места и, вернувшись обратно, передать эстафету следующему.

«Брось предмет в цель»
Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Игра с залом «Пол, нос, потолок»

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Конкурс капитанов: Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции - проиграл.

Конкурс «Достань яблоко»
Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.

Жюри подводит итоги.

Пока жюри подводит итоги, я приглашаю всех желающих поиграть в русскую народную игру «Ручеёк»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Озвучивание жюри результатов состязания.

Скоморох 1:

Отдохнули мы на славу,

Победили все по праву.

Порезвились, наигрались,

С настроеньем все остались!

Литература:

1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»-О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Учебно-методическое пособие 2006г.

2 « Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией Т.И.Осокиной 1988 г.

3 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»-составители: Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Бабурова. 1998г.

4 «Музыкальная палитра»-№7. 2010г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г.Сальска

Фольклорная игровая программа

«УНИКАЛЬНОСТЬ КАЗАЧЬЕГО БЫТА »,

(по истории, традициям и обрядам Донского казачества)

Разработал: Артюшина Н.Н., методист

туристско- краеведческого структурного

подразделения ДПШ

2012 г.

Состав игровой команды: команда краеведов обучающихся 7-11-х классов (обучающиеся в краеведческих объединениях и учащиеся занимающиеся краеведением в школе) в количестве 5 человек.

Форма проведения: игровая программа.

Цель - Формирование у обучающихся высокого уровня общей культуры и толерантного сознания на основе нравственных ценностей.

Создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.

Задачи :

Развивать познавательный интерес, стремление изучать историю и культуру Дона; показать уникальность и значимость этих знаний в духовном и личностном развитии;

Расширять кругозор детей, приобщать к жизни, быту и культурным традициям;

Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, нравственные качества обучающихся посредством привлечения к активной творческой деятельности;

Прививать любовь к родному краю; сохранять бережное и уважительное отношение к историческому наследию своего народа.

Оборудование, материал:

ПК,экран, магнитофон, аудиозаписи;

Слайдовые презентации к этапам игровой программы;

Игровой инвентарь к разыгрыванию традиций: сабли, фуражки, платок, пуля др.

Набор «пословиц» (в разрезанном виде).

Тихим фоном звучит песня «Степь да степь кругом, путь далек лежит...». Заставочные слайды (№ 1)

Ведущий : - Дон, земля донская... Произносишь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, бескрайние поля с золотыми налитыми колосьями, барханы угля и руды у старых шахт. 75 лет Ростовской области – веха не малая! А скажешь «Дон – батюшка», образы казаков встают: Ермака, Платова, Разина да Булавина, и сотни других донцов, прославивших Дон и Россию своими славными деяниями. Сколько почестей воздали казакам, но сколько незаслуженной хулы излилось на них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, но осталась память потомков неугасимая и неистребимая.

На фоне музыки ведущий читает отрывок из стихотворения «ДОН» Анатолия Софронова.

Откуда Дон берет начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет;

Из-под травы земли московской

С Ивана-озера течет

Века идут… Но не мелеет

Донское русло на пути;

Все выше ростом, все смелее

Казачье воинство в степи.

К нему идут Донец и Маныч –

Меньшие братья с двух сторон…

Мой тихий Дон, ты, Дон Иваныч,

И от меня прими поклон.

- В исполнении вокальной группы юношей Сальского казачьего кадетского профессионального лицея звучит казачья песня ______________________________________________________

Ведущий: - «Веселы привалы, где казаки запевалы». Любят, поют, создают и хранят песни у нас на Дону. Жизнь – она нелегкая, всякое в ней бывает. Песня людям помогает жить. Людям без песни нельзя. Песня... она нужна как ключевая вода в нестерпимую жару. И если песня по нраву была, то «гутарили» казаки «ЛЮБО!» А вам, друзья эта песня «Люба»? (все отвечают, ведущий представляет исполнителей)

Итак, «Делу время – потехе час», познакомимся сейчас. Команды будут по очереди представляться, удивлять нас поэтическим словом да казачьим фольклором. А оценивать их визитные карточки будут люди бывалые и уважаемые (представление гостей, членов жюри)

- Традиция велит слово говорить.

    Визитная карточка объединения(команды) «Приветствие в казачьем стиле» (до 3-х минут)

Ведущий просит членов жюри при оценке выступления команд обратить внимание на выразительное, оригинальное преподнесение материала, использование в своем выступлении фольклорного и современного творчества (песен, попевок, пританцовок, шуток и прибауток). Оценка визитки – 5-ти бальная.

Ведущий: - История у донскогоказачества славная, давняя, традиции веками складывались. И нам с вами негоже про то забывать, чай на Донской земле живем, вольным воздухом дышим. Про то и ведать должны. Не правда ли?

Ведущий раздает командам сигнальные карточки и объясняет правила игры. В викторине команды участвуют парами .

По правилам викторины право на ответ имеет та команда, которая первой заявится на ответ. Полный ответ оценивается в 1 балл. Вторая команда имеет право на дополнение или вторую версию. Полное дополнение также

оценивается в 1 балл. Право на ответ имеет только один игрок команды, обсуждают всей командой. Если ответ не полный, обрывочный, команда получает 0,5 балла.

Играем по принципу «Кто смел, тот два съел» (вызывается первая игровая пара команд)

II . Вопросы к викторине «ДОНЦЫ – МОЛОДЦЫ»:

    Какие промыслы испокон – веков кормили донских казаков?

Ответ: - Охота, рыболовство, виноградорство, коневодство, промыслы и ремесла: лозоплетение, пчеловодство, овощеводство, торговля, в меньшей степени земледелие и скотоводство.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ведущий : - Казаки той поры вообще были людьми завидного здоровья и долголетия. Основными занятиями их дома были охота и рыболовство, они не знали, как русские крестьяне, тяжести непосильного труда. По большей части они еще были старообрядцами, не курили, воздух и вода были еще кристально чисты. Многие из казаков жили так долго и насыщенно, что никак не могли дождаться естественного ухода, и однажды заявляли, что - хватит, пора и честь знать , ложились в уединенном уголке и, по сути, усилием воли заставляли жизнь покинуть свои тела. Казакам, как условие их существования, требовалось накапливать, анализировать и усваивать опыт предшествующих поколений. Вся жизнь их была напряженным и никогда не прекращавшимся учением. Сначала казачонок, затем молодой казак внимательно слушал старших, напитываясь их собственным жизненным опытом и опытом их предшественников , сохраненным и донесенным до него в былинах, песнях и преданиях. Кто плохо учился, погибал в первом же бою

(вызывается вторая игровая пара команд)

2 Что символизируют цвета казачьего флага ?

(принимаются все версии, главное, чтобы они были доказательными)


ОТВЕТ: ФЛАГ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

А/ Флаг Всевеликого Войска Донского был утверждён в мае 1918 года на Кругу спасения Дона. Он состоял из трёх продольных полос равной ширины: синего, желтого и красного. В постановлении Круга по этому поводу было сказано: « Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков - синий, у калмыков - жёлтый и у русских - алый» . В 1996 году решением Законодательного собрания Ростовской области к левой стороне флага были добавлены белая полоса , составляющая 1/5 часть ширины полотнища и символюзирующая единство Ростовской области и России.

Б/ Флаг выдержан в традиционных цветах донских казаков: Золотой означает в поисках славы и богатства. Красный -кровь, пролитую в борьбе за свободу. Синий - таинственый цвет Бога и Крови, готического наследия.

В/ По другой версии синий и жёлтый цвета - это , а малиновый - это цвет казачества. Ведь и язык казаков – это симбиоз украинского и русского. на заседании «Круга спасения Дона» под председательством были рассмотрены Основные законы Всевеликого Войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Г/ Флаг Всевеликого Войска Донского


…Донской казачий флаг впервые был поднят над в мае г. До этого у донских казаков были лишь войсковые знамена, пожалованные русскими царями. Флаг 1918 г. был символом независимого государства Всевеликое Войско Донское. Всего два года просуществовало оно, дав казакам («Основные законы Всевеликого Войска Донского»), двух - Краснова и Богаевского и трехцветный национальный флаг, сине-желто-красный. Если флаг Российского государства (под которым сражались белогвардейцы) символизировал единство трех славянских народов: русского, белорусского, украинского, то флаг Дона символизирует единство, проживающих в крае, казаков, и русских. Синий - казачество. Желтый - калмыки, тоже включенные в казачье сословие. И красный цвет - все иногородние ( , , )…

Ведущий: - Любили казаки свои земли, свои реки, хутора и станицы. И куда бы казака ни забросила служба, всегда грустил о своей сторонке, всегда слал ей свой сыновний привет. Ибо таков был уклад жизни казачьей – «свое люби, цени и защищай»

Вызывается следующая пара игроков.

3. Назовите все столицы Всевеликого войска Донского?

1. Раздоры . Раздорский городок (1571 – 1620 гг., 1643 - 1644 г.).

Раздорский городок являлся столицей донских казаков вплоть до 1620 года.

2. Монастырский городок (1620 – 1637 гг., 1642-1643 гг.).
3. Черкасский городок Старочеркасск (1644-1805 гг.).

4. Неоднократно Черкасск подвергался стихийным бедствиям виде наводнений и пожаров. В августе 1744 года Черкасск практически весь сгорел и позже уже не смог полностью восстановиться. В 1805 году, когда столица Войска Донского была пересена в Новочеркасск, Черкасск стал именоваться Старочеркасском .

5. С приходом Советской власти столицей был объявлен г.Ростов-на-Дону (1918 г.), однако казаки не признали его столицей и открыто об этом заявили

4. Кто мог стать казаком и с какого возраста принимали в казаки?

Ответ: Ошибочно полагать, что казаками были только исключительно русские и украинцы – на самом деле это была многонациональная община . Именно это и стало основой будущего казачества. Ведь когда коренные люди смешались с приезжими, то это очень сильно отразилось на формировании культурной и духовной составляющей зарождающегося в тот момент казачества, что и дало такие узнаваемые этнические приметы.

Здесь были люди отовсюду – татары, украинцы, поляки, ну и, конечно же, в основном, выходцы из разных российских городов, в том числе и москвичи, среди которых были даже бояре. Сюда убегали от прошлой жизни, от преследования властей и просто к безграничной свободе. Они сами избирали себе атаманов и каждый имел право голоса. Сами же решали все дела общины, а также споры – никто им не был указом – даже царь. Каждый знал, что если уеден на Дон, то его там примут, и никогда не отдадут в руки властей.

Т.о. казаки – это не национальность, а общность народов, делом, ратным подвигом доказавшие свою принадлежность к казачеству. В казаки принимали по делам, по заслугам. Принимали в казаки с 16 лет на казачьем кругу.

Ведущий: - Смотришь на настоящего казака и невольно радуешься их гордой осанке, бравому виду, знающих себе цену людей. Как тут не вспомнить сказанное в «Картинах былого Дона»: - Была у них сила неуемная, веселье в боях и пляске лихой, в песнях звонких и раздольных. Да то и не диво: ведь каждый, кто просился в казаки, проверялся в походах дальних, испытаниях суровых, отсеивался как жито на лопате, и слабое, пустое зерно, словно мякина на ветру, отлетало. А молодцы добрые, надежные, сердцами твердые оседали на Дону.

5. Что собой представляет древний герб Донских казаков?

Ответ: ЕЛЕНЬ ПРОНЗЕН СТРЕЛОЮ - древний герб Донских Казаков .

Войсковой герб Войска Донского есть в голубом щите черный, стилизованный степной «"Елень"(олень) пронзен стрелой» - старый герб до-Петровского Донского казачества. Этот герб изображается на печати Войсковой в круге, надписью кругом: «Всевеликое Войско Донское». Олень, пронзенный стрелой (символ непокоренности).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : Голый казак - прежний символ Всевеликого Войска Донского. По легенде, когда Петр I был на Дону, ему встретился местный воин, который предстал перед императором в чем мать родила. Царь был поражен наглостью «нудиста» и спросил его, куда тот подевал свою одежду?
- Пропил, - признался казак.
- А шашку почему оставил?
- Как же без нее?! Я ж казак!
Такая преданность тронула царя, и он велел увековечить образ казака на гербовой печати Донского войска. Однако в 1918 году образ голого мужика со спиртным в государственной символике посчитали аморальным, и заменили на более романтичный ранний - оленя, пробитого стрелой, но не упавшего.

На заседании Всевеликого Войска Донского в мае 1918 года на Кругу спасения Дона.
ст.49. Восстанавливается старинная печать и герб Донского войска, изображающего оленя, пронзённого стрелою.

6. Кто из трех богатырей, изображенных на картине В.Васнецова «Богатыри» был добрым старым казаком? Расскажите о нем.

Ответ: Казаки, которые сугубо почитают преподобного Илию Муромца как своего предка

1 января (по новому стилю) всем Православным миром совершается память преподобного Илии Муромца, Печерского, что позволяет наполнить этот выходной и праздничный для всей страны день не менее праздничным христианским смыслом и содержанием. Могучий богатырь, герой древних былин, Илия Муромец закончил свой жизненный путь в стенах Киево-Печерской Лавры, зримо соединив в своей жизни жертвенное служение ближним, Отечеству и Богу.

Славянская гипотеза

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.

Ведущий : - Для казака Дон Иванович-батюшка был хранителем. Ему в прощальной молитве оставлял свою семью казак. Его поминал он в далеких

краях. Не случайно сказано «Тихий Дон». Именно за тишину, за мир и порядок ценится семья. Дон - символ справедливости, мира и семейного счастья. В основе казачьей семьи всегда лежал «домостроевский уклад», уважение традиций:

1. Безмерное почитание гостя.

2. Уважительное отношение к старшим является внутренней потребностью любого казака.«Господа старики – первейшие казаки».

3. Уважение к женщине. «Нет такого дружка, как родная матушка».

В основе морально-нравственных устоев казаков находятся 10 заповедей Христа.

Наряду с Господними заповедями в казачьей среде чрезвычайно строго соблюдались обычаи, поверья, традиции, связанные с повседневной жизнью. Их несоблюдение осуждалось всеми жителями станицы, хутора, поселка.

III . Разыгрывание обрядовых традиций

(с помощью предложенных атрибутов)

Ведущий предлагает разыгрывать традиции по очереди двум командам. Кто сможет показать интереснее и более полнее. Очередность устанавливается по жребию (тянут из мешочка фишки красного и синего цвета).

    Рождение мальчика в семье. Какие подарки дарили гости? (выбрать из предложенных, назвать не достающие)

Ответ: Рождение мальчика у казаков, так же как и у русских, считалось большим счастьем, так как каждый мужчина получал еще при рождении надел земли, так называемый «пай». Однако в материалах есть указание на то, что мальчику делались особые подарки «на зубок»: «Дед с бабкай идуть, тетка там, абизательна нисуть какой-та падарак. Или авечку дорють, или худобу какую-та там, чи телка. «Это тибе внучик! Это тибе на твае щастя!» Типерь жы ни носят. А раньшы ище кастюмы дарили. Саблю дарили гадов в семь-восимь. Сабля та ж ни маленькая, она ж па зимле будит» . На девочек это все не распространялось.

Приносили в подарок: Стрелу, патрон, пулю, ружье и развешивали все это на стене.

    Казачья мудрость гласит «Сумел родить – сумей на коня посадить». Какая традиция и ритуал лежат в основе этой народной мудрости?

Ответ: -Сажали ребенка на коня с раннего возраста, что можно расценивать как элемент мужской инициальной обрядности: «Кагда сидеть он можыт, посодють иво на каня, да придерживають, чтоб ни упал» . Но начиная с двух лет его регулярно сажали на коня. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то это всегда примечали: «Сразу видна, что он будит наезьник хороший, сразу видна, что он будит настоящий салдат! . Таким образом, посажение на коня является способом определить дальнейшую судьбу и качества казака-воина.

Назовите основную цель воспитания у казаков детей, особенно мальчиков.

Ответ: Сделать из казачонка воина, способного встать на защиту родного Дона и матушки-России.

Ведущий: - Свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря.

    1. Как совершался обряд женитьбы по казачьим традициям? Где это происходило? (разыграть, можно показать варианты)

Ответ: - 5 веков назад свадьбу на Дону играли совсем иначе. Этот обряд «рыцарского» периода истории донского казачества (XVI-XVII вв.) описан едва ли не каждым историком или краеведом: «... Жених и невеста, согласившиеся вступить в супружество, являлись вместе на местную площадь во время народного собрания (т.е. на казачий Круг. – Б.П.). Здесь, помолившись Богу и кланяясь на все стороны, жених называл свою невесту по имени и говорил ей: "Будь ты мне жена", и невеста же, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, говорила ему: "А ты будь мне мужем". После этого брачившиеся целовали друг друга и принимали от собрания поздравления с вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством». Здесь, в этой редуцированной свадьбе XVI-XVII вв., уже заложены существеннейшие черты донского свадебного обряда.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: - Конечно, в то время церквей на Дону практически не было, а батюшка избирался самими казаками на Кругу из своих же собратьев на определенный срок, после которого он, так сказать, возвращался в строй. Но следует, видимо, согласиться с тем, что благословение брака Кругом было выше Божьего благословения. Дело дошло до того, что в своё время грозный атаман Степан Разин выгнал с Дона попов и велел играть свадьбы «у вербовых дерев», т.е. вернул донскую свадьбу едва ли не к языческой («умыкание невесты у воды») традиции. Религиозное своеволие донских казаков оказалось настолько устойчивым, что главным «ангелом-хранителем» свадебной церемонии даже в конце XVIII – начале XIX в. на Дону считался находящийся перед или подле жениха ведун (сбережатый), которого «дружко» обязан был приискать.

- С установлением церковной составляющей свадебного обряда (икона в храбром поезде, венчание-благословение молодых иконой при встрече в доме жениха) ведун стушевался и постепенно трансформировался в свадебного колдуна. Но обычай оберегания жениха и невесты не только не утратился, но приобрёл самые разнообразные формы: и одевание рыбачьей сети под платье невесты (сейчас этого уже нет), и уголки крестиком на венчальном наряде невесты, и пшено в сапоге жениха, и мак вместе с зерном и хмелем во время обсыпания молодых, и т.д. В этом же ряду и белый платок, за который держатся новобрачные при входе в дом.

    1. Покажите развод по-казачьи. А могла разведенная казачка выйти замуж вновь?

Ответ: - патронажная роль мужа-казака, берущего под свою защиту новобрачную. Наглядным доказательством этой роли служит укрытие полою одежды женщины, переходящей от одного мужа к другому: «Прикрытие полою казаки почитали очень важным символом: оно значило снять с отказанной жены бесчестье развода ». Трогательно патронажную роль казака-мужа подчеркивает его фуражка в красном углу вдовьего дома: и после смерти казак заботится о той, с которой получил благословение общины.

    1. Какие виды наказания недобрых казаков существовали в разные времена? (покажите атрибуты)

Ответ : битье розгами, плетью, «в куль да в воду» (в 16-17 веке), выгоняли из казаков.

Ведущий ( берет в руки фуражку ): - Как и все другие части казачьей одежды, казачья шапка - предмет особого сакрального мистического смысла. И пусть этот смысл для большинства казаков был потерян давным-давно - ритуал соблюдался и соблюдается до наших дней!

За курганом пики блещут, пыль клубится, кони ржут,

И повсюду слышно стало, что донцы домой идут.

Они к Дону подходили, Сразу кивера долой!

Они Дону говорили: «Здравствуй, наш отец родной».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА : Это не просто художественный образ. Это зарисовка с натуры. Во многих книгах, статьях встречается сцена - со станции казаки в пешем или конном строю или поодиночке, возвращаясь в родные места,

идут не домой, а прежде всего к Дону, к Хопру, к Донцу… Здесь, на берегу, казаки срывали с голов фуражки и бросали их в волны реки. Затем, умывшись, а то и искупавшись, напившись родной водицы, насухо утирались свежим полотенцем и доставали из тороков или заплечного «сидора» новенькую фуражечку и только тогда шли домой.

    Показать, как атаман отбирал казаков а дальний поход? (использование атрибутов)

Ответ: СЕРЬГИ (у мужчин) - означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, серьгу в правом ухе. Две серьги в обоих ушах - единственный ребёнок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.
Вторая версия : Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

IY . «В пословице не зря слово молвится»

Условие : каждой команде предлагается по одной разрезанной на части казачьей пословице, которую они должны собрать и объяснить ее смысл.

Ведущий предлагает сравнить ответ команд с эталоном на экране.

Слайды «ПОСЛОВИЦЫ» (с фото) №__

Жюри оценивает это задание в 2 балла (правильно собрать – 1 балл; суметь объяснить – 1 балл)

(собрать пословицу из отдельных частей воедино и объяснить ее смысл)

ПОСЛОВИЦЫ:

    Кому Дон тих, а кому – лих (своим на Дону хорошо, врагам – туго)

    Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны )

    Казак молодой, а сноровка старая. (казак пользуется опытом старших, усваивает опыт поколений)

    Пироги на кустах терна не растут (чтобы что-то в жизни иметь, надо трудиться)

    И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. (о военной выправке, об умении воевать...)

    Донская земля дармоедов не кормит. (о трудолюбии, только трудом будешь сыт)

    Коня гладь не рукой, а овсом с мукой. (хороший корм – лучшая ласка )

    Казан проверяют по звону, а казака по слову.

    Где тревоги, туда казаку и дороги. (казак по первому зову встает на защиту своей земли, семьи...)

    Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору. (казак всегда стремится к славе, быть достойным, лучшим, не ищет легких путей)

    Без атамана казак сирота. (атаман казаку как отец родной )

Ведущий: - Нынешнее казачество славно лишь тем, что петь и плясать умеет не хуже своих дедов. И не зря говорено « Казак – донец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец!»

Выступление танцевальной группы Сальского казачьего лицея.

    «Казачий перепляс» (мастер – класс)

Мастер – класс ведет _____________________________________________

Эх, топни нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет,

Али эти подошьет.

Данный конкурс проводится при условии, если возникает спорная ситуация с 2-мя командами, претендующими на призовое место (в форме перетанцовки «кто лучше и правильнее» по образцу танцора) либо проводится как МАСТЕР – КЛАСС для всех желающих ребят в зале, пока подводятся итоги.

Ведущий : - «Казаки сыграли большую роль в становлении и укреплении российской государственности и всегда отважно защищали Родину. Для современной России очень важно, чтобы казачьи общины активно развивались, сохраняли свою историческую и культурную самобытность, воспитывали молодёжь в духе патриотизма и любви к Отчизне»

Подведение итогов : жюри подводит итоги суммируя баллы команд после выполнения заданий на каждой станции. Победителями становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Слово предоставляется председателю жюри ___________________________________________________________________

Награждение: команды, занявшие 1-3 места в игре-путешествии награждаются почетными грамотами.