Использование сетевых форм реализации образовательных программ. Инновации и сетевая форма реализации образовательных программ доо

Ст. 15 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  • 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определённых уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  • 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
  • 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  • 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  • 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Елена Белалы
Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. Современная дошкольная образовательная организация (далее – Организация) должна стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых и приобрести большое значение, как субъект социального партнерства и стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса.

Для этого дошкольным образовательным организациям необходимо реализовать нововведение Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ, которым является использование .

«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность , в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций» (Ст. 15, п. 1. Закона № 273-ФЗ) .

Внедрение (далее – Программа ) предполагает достижение нового уровня взаимодействия образовательной организации с социумом, выход за пределы территориальной ограниченности, создание «открытой системы» .

Открытая дошкольная образовательная организация – это , прежде всего, «окно в мир» , расширяющее и укрепляющее взаимосвязи с жизнью.

Предметом взаимодействия является ребенок, его интересы, развитие, индивидуальные особенности, поэтому сотрудничество необходимо выстраивать с учетом контингента детей, запросов родителей и общественности. Каждое педагогическое воздействие, оказанное на ребенка, должно быть грамотным, профессиональным, безопасным.

Задачи :

1. Создать условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах .

2. Обеспечить доступность информации образовательных отношений .

3. Повысить конкурентоспособность Организации на рынке образовательных услуг .

Ожидаемые результаты :

1. Созданы условия для развития кадрового потенциала педагогических работников в вопросах сетевого взаимодействия при реализации Программы .

2. Обеспечена доступность информации по данному направлению деятельности для участников образовательных отношений .

3. Повышена конкурентоспособность ДОО на рынке образовательных услуг .

При реализации основной образовательной программы дошкольного образования посредством сетевой формы целесообразно руководствоваться следующими принципами :

Гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, установке на формировании активной гражданской позиции, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;

Личной ориентированности – направлен на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья-социум» ;

культуросообразности – понимание мира , частью которого является сам ребенок. В этом мире преобладает идея малой родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве многонациональной культуры с акцентом на ее региональный компонент;

Интеграции и координации – отражает способы взаимосвязанной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;

Диалогичности – нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;

Деятельной организации – направлен на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы.

Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования как одно из направлений введения ФГОС дошкольного образования .

Организация сетевой формы реализации Программы основывается на нормативно-правовой базе :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций » (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26) ;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) с комментариями от 28 февраля 2014 года №08-249;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования , (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014);

План действий по обеспечению введения и реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Костромской области реализующих образовательные программы дошкольного образования ;

Устав Организации;

Положение об организации научно-методической работы.

При организации сетевого взаимодействия необходимо учитывать следующие принципы :

Добровольности;

Равноправия сторон;

Уважение интересов друг друга;

Соблюдение законов и иных нормативных актов.

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность , также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для реализации Программы .

Необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 15 Закона №273- ФЗ, «использование сетевой формы реализации образовательных программ » осуществляется на основании договора между организациями.

На основании договора разрабатываются, согласовываются и утверждаются планы взаимодействия с каждым из участников сетевой формы , а также совместный план, который охватывает всех участников - социальных партнеров.

Взаимодействие с социальными партнерами носит вариативный характер и строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи :

Первый этап – подготовительный.

Цель : создание условий для организации сетевого взаимодействия для реализации Программы .

Задачи :

Провести анализ конкретных условия для введения инноваций;

Провести анализ социокультурной среды и определить партнеров-участников сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования ;

Заключить договора с организациями – участниками ;

Разработать совместные планы взаимодействия;

Разработать критерии эффективности использования сетевой формы реализации Программы ;

Определить формы социально-педагогического партнерства;

Разработать модель сетевой формы реализации Программы .

Второй этап – практический.

Цель : создание условий для реализации Программы посредством сетевой формы .

Задачи :

- реализовать мероприятия по использованию сетевой формы реализации Программы ;

Провести мониторинг эффективности использования сетевой формы реализации Программы .

Заключительный этап.

Цель : подведение итогов социального партнерства.

Задачи :

Подвести итоги и оценить эффективность реализации Программы ;

Определить дальнейшие перспективы сотрудничества.

Законом N 273-ФЗ урегулировано применение сетевой формы реализации образовательных программ. До этого подобное регулирование отсутствовало. Таким образом, образовательные программы смогут реализовываться как одной организацией, так и несколькими взаимодействующими между собой. Согласно Закону N 273-ФЗ под сетевой формой реализации образовательной программы понимается взаимодействие образовательной организации с иными образовательными организациями, в том числе иностранными. Сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает совместную деятельность образовательных организаций с использованием при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов.

Образовательные организации, желающие реализовать образовательную программу в сетевой форме, должны заключить между собой соответствующий договор, содержащий следующие сведения:

Вид, уровень, направленность образовательной программы, которая реализуется посредством применения сетевой формы;

Статус обучающихся, правила приема на обучение, порядок организации академической мобильности обучающихся (для основных профессиональных программ);

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности;

Информацию о выдаваемых документах об образовании или о квалификации, документах об обучении, а также об образовательных организациях, которые выдают перечисленные документы;

Срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├───────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ На законодательном уровне сетевые│ Статья 13. Общие требования к│

│формы реализации образовательных│реализации образовательных программ │

│программ не предусмотрены. │ │

│ Применяются в отдельных субъектах│ 1. Образовательные программы│

│Российской Федерации, участвующих в│реализуются организацией,│

│КПМО (комплексный проект модернизации│осуществляющей образовательную│

│образования), других проектах по│деятельность, как самостоятельно, так│

│развитию образования │и посредством сетевых форм их│

│ │реализации. │

│ │ Статья 15. Сетевая форма│

│ │реализации образовательных программ │

│ │ 1. Сетевая форма реализации│

│ │сетевая форма) обеспечивает│

│ │возможность освоения обучающимся│

│ │образовательной программы с│

│ │использованием ресурсов нескольких│

│ │организаций, осуществляющих│

│ │образовательную деятельность, в том│

│ │числе иностранных, а также при│

│ │необходимости с использованием│

│ │ресурсов иных организаций. В│

│ │реализации образовательных программ с│

│ │использованием сетевой формы наряду с│

│ │организациями, осуществляющими│

│ │образовательную деятельность, также│

│ │могут участвовать научные организации,│

│ │медицинские организации, организации│

│ │культуры, физкультурно-спортивные и│

│ │иные организации, обладающие│

│ │ресурсами, необходимыми для│

│ │осуществления обучения, проведения│

│ │учебной и производственной практики и│

│ │осуществления иных видов учебной│

│ │деятельности, предусмотренных│

│ │соответствующей образовательной│

│ │программой. │

│ │ 2. Использование сетевой формы│

│ │осуществляется на основании договора│

│ │между организациями, указанными в│

│ │части 1 настоящей статьи. Для│

│ │организации реализации образовательных│

│ │программ с использованием сетевой│

│ │формы несколькими организациями,│

│ │осуществляющими образовательную│

│ │деятельность, такие организации также│

│ │совместно разрабатывают и утверждают│

│ │образовательные программы. │

│ │ 3. В договоре о сетевой форме│

│ │реализации образовательных программ│

│ │указываются: │

│ │ 1) вид, уровень и (или)│

│ │направленность образовательной│

│ │программы (часть образовательной│

│ │программы определенных уровня, вида и│

│ │направленности), реализуемой с│

│ │использованием сетевой формы; │

│ │ 2) статус обучающихся в│

│ │организациях, указанных в части 1│

│ │настоящей статьи, правила приема на│

│ │обучение по образовательной программе,│

│ │реализуемой с использованием сетевой│

│ │формы, порядок организации│

│ │академической мобильности обучающихся│

│ │(для обучающихся по основным│

│ │профессиональным образовательным│

│ │программам), осваивающих│

│ │образовательную программу, реализуемую│

  • Шевелёва Наталья Александровна – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Лаврикова Марина Юрьевна – кандидат юридических наук, проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Васильев Илья Александрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация:

В статье рассматривается текущее состояние нормативного правового регулирования использования российскими образовательными организациями сетевой формы реализации образовательных программ. Использование в образовательном процессе сетевой формы обусловлено, с одной стороны, предоставленной законодателем дискрецией выбора партнёров сетевого взаимодействия при условии соблюдения договорных начал, а также с другой стороны, уточнениями в правоприменительной практики использования реальных моделей.

Ключевые слова:

образование, сетевая форма, реализация образовательных программ, сотрудничество в образовательной сфере, инновации в образовательной деятельности, Россия, РФ.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в числе инновационных институтов образовательной деятельности предусмотрел право реализации образовательных программ в сетевой форме. Ранее в наших статьях мы подробно останавливались на вопросе достаточности существующего нормативного правового регулирования и возможных дополнениях данного института . В настоящей публикации мы рассмотрим различные подходы к интерпретации целей использования сетевой формы и возможности достижения таких целей.

Сетевая форма реализации образовательных программ, как следует из положений ст. 15 Федерального закона «Об образовании», направлена на расширение возможностей образовательной организации по использованию ресурсов другой организации, как осуществляющей образовательную деятельность, так и преследующей иные учредительные цели (как вариант – хозяйственное общество) . Широкий круг субъектов, включающих российские и иностранные образовательные организации, а также других хозяйствующих субъектов на первый взгляд предоставляет дискрецию на конкретной образовательной организации для выбора сетевого партнёра. Действительно, законодательное регулирование ограничивает участие организации в сетевом взаимодействии с образовательной организацией только наличием ресурсов, необходимым для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Наличие таких ресурсов определяется образовательной организацией как инициатором сетевой формы, поскольку определение необходимых ресурсов для образовательных программ является не столько правом такой организации, сколько обязанностью, реализации которой проверяется во время процедуры лицензирования образовательной деятельности и при последующем надзоре компетентного органа публичной власти. Однако, в правоприменительной практике представлены и примеры уточнения возможного для сетевой формы круга субъектов. В частности, для конкретных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств, индивидуальные предприниматели, осуществляющие учебный процесс лично, не могут участвовать в ее реализации в качестве обучающих (мастеров производственного обучения), а значит индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, нельзя отнести к организациям, предусмотренным в ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

Вместе с тем, выделенная нами широкая дискреция выбора партнёра для сетевой формы реализации образовательной программы получает интересное развитие в отдельных актах, регулирующих определённые сферы профессиональной деятельности.

К примеру, приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» в положениях п. 6 предлагает вовлекать во взаимодействие не только «образовательные иные организации», но также и общественные профессиональные организации. Из текста приказа следует, что под общественными профессиональными организациями понимаются медицинские профессиональные некоммерческие организации, что обусловлено реализацией модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Минздрава России. Участие в сетевом партнёрстве наряду с образовательными организациями также и медицинских профессиональных некоммерческих организаций направлено на взаимовыгодное сотрудничество для продвижения и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Но, как обоснованно следует из положений рассматриваемого приказа, такое взаимодействие может приобретать легальные основания только при условии заключения договора о сетевой форме, существенные условия которого перечислены в ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание Минздрава России к сетевой форме при отработке основных принципов непрерывного медицинского образования подчёркивается и закреплением в плане-графике реализации модели пункта о заключении договоров о сетевой форме.

Ситуации, связанные с заключением и исполнением договора о сетевой форме, представлены и в правоприменительной практике. Так, отсутствие договора о сетевой форме при фактической реализации образовательных программ в такой форме рассматривается как нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности (конкретно – пп. «г» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966) . Подобное нарушение обуславливает и другое отступление от нормативных положений, в данном случае – от требований ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о наличии совместно разработанных и утвержденных образовательных программ . В качестве заблуждения оценивается позиция взаимодействующей в рамках сетевой формы образовательной организации о достаточности выполнения требований лицензирования другим партнёром сетевого взаимодействия. В процессе реализации образовательной программы в сетевой форме все участвующие образовательные организации должны следовать требованиям из лицензирования образовательной деятельности (начинания с требования о наличии непосредственно лицензии) . Нарушение одной из таких организаций лицензионных требований создаёт основания для привлечения к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации .

Наличие договора о сетевой форме между партнёрами взаимодействия также является и предпосылкой для изменения объёма выполняемых обязанностей профессорско-преподавательским составом и (или) научными сотрудниками . При этом использование такой формы реализации образовательных программ рассматривается законодателем (ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») в качестве обязательного условия договора между образовательной организацией и обучающимися, что находит подтверждение и в правоприменительной практике .

Иной акцент в определении круга субъектов сетевого взаимодействия ставится в Распоряжении Правительства РФ от 17.06.2016 № 1257-р

«Об утверждении Концепции и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам». Как следует из положений данного акта, в интересах нефтехимической промышленности сетевая форма призвана по принципу закрытого перечня объединить только российские образовательные организации высшего образования в целях подготовки кадров для предприятий Центра «ИнноКам». Учебно-методическим основанием объединения ресурсов организациями является единый учебный план, предполагающий использование базовых модулей и вариативных модулей. Базовые модули реализуются каждой из участвующих в сетевом партнёрстве образовательной организацией, тогда как вариативные модули предполагают использование академической мобильности преподавателей и обучающихся. Также, сетевая форма реализации образовательных программ может быть задействована при использовании основного вектора модернизации системы профессионального образования Центра «ИнноКам», а именно развития сети ресурсных центров, предполагающих использование ресурсов образовательных организаций и наоборот. С опорой на сетевую форму возможно реализовать и иные принципы, заложенные в основу развития упомянутого Центра. В частности, взаимодействие учебно-исследовательских центров и предприятий. Другой вариант, создание по модели сетевого партнёрства базовых кафедр в предприятиях-партнёрах учебно-исследовательских центров. Вместе с тем, разнообразие моделей использования сетевой формы в рассматриваемом Распоряжении не предполагает подмену диверсификации научной, проектной и образовательной сфер деятельности, а является примером развития положений ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о дискреции выбора образовательной организацией партнёров сетевого взаимодействия. При этом членство образовательной организации в корпоративной некоммерческой организации не рассматривается в правоприменительной практике как аналогия договора о сетевой форме реализации образовательных программ .

Вместе с тем, при использовании различных моделей сетевой формы реализации образовательных программ неизбежно возникает вопрос о роле образовательных стандартов в фиксации сетевого партнёрства. В правоприменительной практике можно найти обоснованную позицию о необходимости оценки содержания федерального государственного стандарта на предмет обязанностей сторон сетевого взаимодействия по реализации соответствующей образовательной программы. К примеру, если образовательным стандартом предусмотрено использование совокупности ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемых участвующими в сетевом партнёрстве организациями, то реализация образовательной программы в сетевой форме должна использовать такие ресурсы (а стороны договора о сетевой форме, в свою очередь, обязаны предоставлять такие ресурсы). Необходимость соответствия условий договора о сетевой форме требованиям положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается в правоприменительной практике . При этом стороны сетевого партнёрства вправе определять особенности использования различных ресурсов не только на основании договора о сетевой форме, но также и на основании согласованного и принятого на его основании регламента сетевого взаимодействия, поименованного в положениях договора. Такой подход становится известным благодаря имеющейся правоприменительной практике .

В практике использования сетевой формы реализации образовательных программ модель базовых кафедр также прослеживается в Распоряжении ОАО «РЖД» от 11.03.2014 № 618р «О базовых кафедрах вузов железнодорожного транспорта в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД». Создание, реорганизация и ликвидация базовой кафедры опирается как организационные действия, находящиеся в плоскости решений образовательной организации (приказ ректора на основании решения учёного совета организации) и, так и на факт заключения организацией договора о создании базовой кафедры. Второй стороной договора является функциональный филиал ОАО «РЖД». При этом именно базовая кафедра обеспечивает реализацию учебного плана в рамках сетевой формы, как следует из п. 6 Распоряжения. Таким образом, применительно к образовательным организациям железнодорожного транспорта договор о сетевой форме не может охватываться договором о создании базовой кафедры, поскольку предметом последнего является дополнение структуры образовательной организации, тогда как договор о сетевой форме направлен на распределение прав и обязанностей сторон в вопросе реализации образовательных программ.

Другой пример использования права на реализацию образовательных программ в сетевой форме связан с позиционированием такой формы в уставах образовательных организаций. Как следует из устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (в редакции приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 443 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации»), сетевая форма рассматривается в контексте международной деятельности академии (п. 6 раздела 11 устава). Следовательно, образовательная организация выбрала из возможных вариантов содержания сетевой формы только взаимодействие с иностранными образовательными организациями, что является не только допустимым, но может также быть отмечено в качестве примера правильной интерпретации предоставленного положениями ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» права усмотрения при определении конкретных субъектов сетевого партнёрства.

Можно заметить, что законодателем был предусмотрен широкий круг субъектов для выбора образовательной организацией в качестве своего партнёра при сетевой форме реализации образовательных программ. Однако, такая дискреция в силу специфики отдельных образовательных программ может подлежать толкования в правоприменительной практике, исключающей индивидуальных предпринимателей в конкретном случае профессиональной подготовки водителей транспортных средств из числа возможных субъектов сетевой формы. Вместе с тем, детализированное содержание сетевой формы, применительно к определённым образовательным программам, может определяться не только судебной практикой, но и образовательными стандартами (федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами образовательных организаций), равно как уставами образовательных организаций. В последнем случае, нормативное закрепление только одного типа субъектов для сетевого взаимодействия (например, иностранных образовательных организаций как реализации международного направления деятельности организации) формально не ограничивает право такой образовательной организации выбирать субъектов взаимодействия и из числа российских юридических лиц.

Договорные основания реализации сетевого взаимодействия развиваются и в правоприменительной практике, подчёркивающей не только включение в договор о сетевой форме обязательных условий, перечисленных в положениях ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но также и легитимирующей возможное развитие договорной формы (например, в принимаемых на основе договора о сетевой форме регламентах реализации сетевого партнёрства). Тем не менее, при создании базовых кафедр (и реализации иных моделей сетевой формы, заметим) договор о сетевой форме реализации образовательной программы не является основанием для организации кафедры в структуре образовательной организации, поскольку направлен на регулирование иного предмета взаимодействия субъектов. Такой договор вторичен по отношению к соглашению о создании базовой кафедры и дополняет план сотрудничества урегулированием вопроса распределения прав и обязанностей сторон при реализации конкретных образовательных программ.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по пункту 4 раздела I протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 20 мая 2014 г. № 38 и с целью повышения качества образовательного процесса Минобрнауки России направляет по организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ (далее - Методические рекомендации).

Минобрнауки России просит сообщать о проблемах, возникающих при использовании указанных .

Приложение: на 26 л. в 1 экз.

5. Рекомендации по разработке и реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность (далее - вариант использования ресурсов иных организаций)

В данном варианте организации сетевой формы образовательная программа реализуются одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - базовая организация), но с использованием ресурсов иных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность (например, научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурноспортивные и иные организаций) (далее - организация партнер). Указанные организации представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы, прежде всего, для проведения учебной и производственной практики.

Если в качестве организации-партнера реализации сетевой формы образовательной программы выступает организация, не осуществляющая образовательную деятельность, то в качестве ресурса, необходимо рассматривать вид деятельности организации-партнера, соответствующий профилю образовательной программы, при участии в котором обучающийся может получить необходимый профессиональный опыт. При этом предоставляемые иной организацией-партнером условия формирования практического опыта (кадровые, производственно-технологические, организационно-управленческие, информационные и иные) не могут быть воспроизведены организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае если договор о сетевой форме заключается между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, то обучающиеся принимаются в одну из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с установленным порядком приема по соответствующим образовательным программам. Другие организации, осуществляющие образовательную деятельность и участвующие в сетевой форме, реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы (оказывают образовательные услуги) в отношении указанных обучающихся и направляют необходимую информацию в базовую организацию для зачета освоения соответствующих дисциплин (модулей) и практик.

Документ об образовании и (или) квалификации обучающимся по результатам освоения образовательной программы в сетевой форме в этом варианте, как правило, выдает только базовая организация. Организации-партнеры могут выдавать обучающимся справку об обучении или периоде обучения по образцу, устанавливаемому ими самостоятельно.

Примерный договор (вариант использования ресурсов иных организаций) приведен в Приложении 2.

В рамках варианта использования ресурсов иных организаций можно выделить ряд моделей организации сетевой формы, который не является исчерпывающим.

5.1. Модель включения модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

К простейшим вариантам реализации сетевой формы освоения образовательных программ относится программа, предполагающая своеобразную «покупку» одной (одного) или нескольких дисциплин (модулей), которые реализуются в подобных образовательных программах других образовательных организаций.

Такая образовательная программа утверждается базовой организацией, но она должна содержать согласование с образовательной организацией партнером.

В этом варианте готовая дисциплина (модуль) организации партнера включается в программу базовой организации. Базовая организация на основе договорных отношений направляет своих студентов для освоения данной дисциплины (модуля) в организацию-партнер, а затем засчитывает результаты, освоения и соответствующие трудоемкости в счет освоения своей программы.

Такая образовательная программа может быть реализована и при организации виртуальной академической мобильности, когда отдельные модули осваиваются в организации-партнере с применением исключительно электронного обучения либо с применением дистанционной образовательной технологии.

5.2. Модель «индивидуальный выбор».

Другой моделью варианта использования ресурсов иных организаций является модель с расширением числа участников проекта, условно названная «индивидуальный выбор». Такая модель обеспечивает более широкое поле формирования индивидуальных траекторий за счет вариативной части образовательной программы и за счет расширения числа модулей, которые реализуются по выбору студента.

Обучающемуся предоставляется право самостоятельно выбрать необходимый ему модуль (дисциплину) для освоения в другой, в том числе зарубежной образовательной организации.

В данном случае число участников проекта может быть более двух, но с каждой из организаций-партнеров должны быть заключены договора.

Такой подход позволяет реализовывать образовательные программы на стыке различных областей профессиональной деятельности. При построении таких образовательных программ особенно важно, прежде всего, привлечение научнопедагогических ресурсов различных образовательных организаций.

Как и в предыдущем случае, образовательные программы могут реализовываться на основе виртуальной академической мобильности (при наличии виртуальных аналогов для модулей вариативной части образовательной программы).

В этом случае для выбора модулей могут использоваться межвузовские каталоги курсов в онлайн формате. Выбор курса в каталоге может быть основанием для его включения в индивидуальный учебный план студента. В качестве справки об обучении в этом случае может выступать электронный сертификат, который студент получает по окончании курса и который является основанием для зачета результатов его освоения образовательной организацией, реализующей образовательную программу.

Государственная итоговая аттестация в случае использования приведенной модели и выдача документа об образовании проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую зачислен обучающийся.

В случае зачисления обучающегося в обе организации, осуществляющие образовательную деятельность, и успешного освоения образовательной программы и прохождения процедур государственной итоговой аттестации в этих организациях, обучающийся получает два документа об образовании и квалификации.

5.5. Модель «вуз-предприятие».

К этой модели относятся образовательные программы, в реализации которых принимают участие организации, не осуществляющие образовательную деятельность (например, научные организации, исследовательские институты и центры, промышленные партнеры). Эти организации представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы для осуществления, прежде всего, практической части образовательного процесса, в том числе для проведения учебной и производственной практики.

Образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией по согласованию с организацией-партнером.

Наиболее простым в реализации является включение в образовательную программу дисциплин (модулей), которые реализуются с использованием потенциала промышленных предприятий. Под потенциалом здесь понимается не только научнотехнологическая база, но и интеллектуальный вклад ведущих специалистов предприятия в проектирование и реализацию сетевой образовательной программы.

Особенно актуален такой вариант для практико-ориентированного бакалавриата, для специалитета, для технологической магистратуры и, возможно, для аспирантуры. Особенностью таких программ является ориентация на производственную и (или) научно-технологическую деятельность, которая наряду с прикладными научно-исследовательскими работами включает также опытноконструкторские, проектно-изыскательские виды деятельности и предполагает элементы внедренческой деятельности.

В этом процессе одинаково важно участие педагогических работников и действующих специалистов предприятия, носителей актуальной технологической информации. В процессе совместного обучения студентов происходит взаимообогащение обучающих, преподавателей - они погружаются в реальную тематику профессиональной деятельности, а также специалистов предприятий - последние осваивают современные научные подходы к исследованию и оптимизации технологических процессов, новые подходы к проектированию, моделированию и конструированию.

Такая модель особенно активно применяется при подготовке инженерных и технических кадров и имеет достаточно много различных типов реализации, зависящих от направления подготовки и развитости соответствующих промышленных производств. Весьма перспективно организовать обучение по программе магистратуры, используя в качестве сетевого партнера R&D центр промышленного предприятия, поскольку в этих структурах формируются перспективные направления развития технологии, новые линейки конкурентоспособной продукции. Именно в R&D центрах есть максимальная потребность в молодых высококвалифицированных специалистах способных к нестандартному мышлению, решению нетипичных творческих задач. В этой обстановке наиболее эффективно проходит подготовка высококвалифицированных специалистов.

К сетевой форме реализации образовательных программ особенно, когда ставится задача широкой подготовки, может быть привлечено несколько промышленных предприятий, обладающих передовыми технологиями. Каждый участник сетевого процесса отвечает за свой структурный элемент образовательной программы, достигает заявленных результатов обучения. В то же время имеется и совместная зона ответственности в части формирования задания для выпускной квалификационной работы и защиты результатов этой работы.

5.4. Модель «базовая организация - академический институт - предприятие».

Модель эффективно действует там, где есть возможность подключить к сетевой форме программ специалитета или магистратуры, кроме предприятий, в интересах которых, как правило, и проходит подготовка выпускников, научные организации. Использование потенциала научных сотрудников академических институтов в образовательном процессе, который основан на решении задач реального производства через проектное обучение, существенно расширяет возможности подготовки. Имеющиеся фундаментальные разработки ученых активируются в процессе совместной работы над решением поставленных учебных задач. Такое взаимодействие перерастает в совместные исследования и внедрение их результатов в профессиональную деятельность. Участие в этом процессе обучающихся формирует качества, необходимые для инновационной профессиональной деятельности.

6. Статус обучающихся при сетевых формах реализации образовательных программ

Обучающиеся по результатам приёма зачисляются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательной программе в сетевой форме.

Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в иной организации, поскольку указанное пребывание является частью образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, на которую зачислены обучающиеся.

Образовательные организации-партнеры реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы и направляют необходимую информацию в образовательную организацию для выставления промежуточной аттестации по соответствующим дисциплинам (модулям) и практикам.

Документ об образовании и (или) квалификации обучающемуся выдается той организацией и по той образовательной программе, в которую он был принят на обучение. Освоение части образовательной программы в иной образовательной организации подтверждается справкой об обучении.

Реализация образовательной программы в сетевой форме не влияет на срок освоения образовательной программы, который устанавливается в соответствии с ФГОС.

Обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в том числе реализуемым в сетевой форме, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных ФГОС сроков получения образования.

Выплата стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по образовательной программе в сетевой форме, назначенной в организации зачисления обучающегося, не прекращается в период пребывания обучающегося в иных организациях, участвующих в реализации образовательных программ в сетевой форме.

По решению иных организаций, участвующих в реализации сетевой формы, обучающимся по программе или её дисциплинам (модулям) и практикам может быть назначена дополнительная стипендия или иные денежные выплаты в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанных организаций.

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам, реализованным в сетевой форме, и выдача выпускнику документа об образовании и о квалификации проводится в общем порядке, установленном для обучающихся образовательной организации, в которую он был зачислен.

Включение в состав аттестационных комиссий представителей организации- партнера, а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по интегрированным образовательным программа регулируются вузам-партнерами самостоятельно.

Приложение 1

Образец варианта интеграции
образовательных программ

Договор
о сетевой форме реализации образовательной программы

Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 1, на основании лицензии от __________ г., №_________, выданной __________________________________________________________, в лице _______________________, действующего на основании __________, именуемая в дальнейшем «Организация № 1», и Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 2, на основании лицензии от ______________ №___________________, выданной _____________________________________, в лице _______________________, действующего на основании _____________________, именуемая в дальнейшем «Организация № 2», в дальнейшем вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Организация № 1 и Организация № 2 реализуют образовательную программу

____________________________________________________ (далее -

образовательная программа) с использованием сетевой формы.

Образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется Сторонами совместно.

2. Статус обучающихся

2.1. Стороны реализуют образовательную программу в отношении обучающихся, принятых в установленном законодательством порядке на обучение по ней.

В Организации № 1 обучающиеся являются _______________________.

В Организации № 2 обучающиеся являются _______________________.

2.2. Перечень обучающихся согласуется Сторонами путем заключения дополнительного соглашения не позднее чем ________________ дней до начала реализации образовательной программы.

Общее количество обучающихся по Образовательной программе составляет _____человек.

2.3. Стороны каждое полугодие в соответствии календарным учебным графиком направляют друг другу справку о результатах промежуточной аттестации обучающихся, включающую зачетные (экзаменационные) ведомости, на основании которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей) ____________________________.

3.1. Образовательная программа реализуется Организацией № 1 за счет

____________________________________________________________

3.2. Образовательная программа реализуется Организацией № 2 за счет

____________________________________________________________.

(бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг - нужное указать)

3.3. Взаиморасчеты за реализацию образовательной программы Сторонами определяются в дополнительных Соглашениях к настоящему Договору (настоящий пункт предусматривается в случае необходимости).

4.1. Организация № 1 реализует образовательную программу в части дисциплин (модулей) _________________.

Организация № 2 реализует Образовательную программу в части дисциплин (модулей) _________________.

4.2. При реализации части образовательной программы, предусмотренной . настоящего Договора, Стороны используют необходимые ресурсы для обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.

4.3. Организация № 1 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ______________________________________________________

выдают обучающимся __________________________________________________.

Организация № 2 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ____________________________________________________________________

(указывается итоговая аттестация или государственная итоговая аттестация)

выдают обучающимся _________________________________________________.

(указывается наименование документа об образовании и (или) квалификации)

5. Обязанности Сторон

5.1 Стороны обязаны:

5.1.2 Ознакомить обучающихся со своими уставами, с лицензиями на осуществление образовательной деятельности, со свидетельствами о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности" обучающихся при реализации образовательной программы.

5.1.5. Предоставлять другой Стороне справки о результатах освоения Обучающимся части образовательной программы, включающие зачетные (экзаменационные) ведомости, в соответствии с пунктом 2.3. настоящего Договора.

6. Срок действия Договора

6.2. Реализация образовательной программы по настоящему Договору начинается с __________ года.

6.3. Договор заключен Сторонами на неопределенный срок (вариант: на срок _______).

7. Ответственность Сторон

8.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в ____________________ срок.

9. Реквизиты и подписи Сторон

Приложение 2

Образец варианта использования
образовательных программ

Договор
о сетевой форме реализации образовательной программы

Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 1, на основании лицензии от ________________ г., №________, выданной ___________________________________________________, в лице ________________________, действующего на основании _________, именуемая в дальнейшем «Организация № 1», и Организация № 2, в лице _________________________, действующего на основании ______________________, именуемое в дальнейшем «Организация № 2», в дальнейшем вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Организация № 1 реализует образовательную программу

____________________________________________ (далее -

(указывается вид, уровень и (или) направленность)

образовательная программа) с использованием в сетевой форме ресурсов Организации № 2.

Образовательная программа разрабатывается и утверждается Организацией № 1.

2. Статус обучающихся

2.1. Стороны реализуют образовательную программу в отношении обучающихся, принятых в установленном законодательством порядке на обучение по ней в Организацию № 1

В Организации № 1 обучающиеся являются _____________________________.

В Организации № 2 обучающиеся являются _______________________________.

2.2. Перечень обучающихся согласуется Сторонами путем заключения дополнительного соглашения не позднее чем ___________________ дней до начала реализации образовательной программы.

Общее количество обучающихся по Образовательной программе составляет ____человек.

2.3. Стороны каждое полугодие в соответствии с календарным учебным графиком направляют друг другу справку о результатах промежуточной аттестации обучающихся, включающую зачетные (экзаменационные) ведомости, на основании которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей) ____________________. (данный абзац включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).

3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы

3.1. Организация № 2 предоставляет ресурсы, а Организация № 1 оплачивает их использование при реализации образовательной программы в сетевой форме на условиях настоящего Договора.

3.2. Взаиморасчеты между Сторонами за использование ресурса Организации № 2 в рамках реализации образовательной программы определяются в дополнительных Соглашениях к настоящему Договору.

4. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности при реализации образовательной программы

4.1. Организацией № 1 при реализации образовательной программы используются следующие ресурсы Организации № 2 ________________________________________. (Перечень ресурсов, объем, сроки и периоды использования ресурсов в рамках реализации образовательной программы могут быть определены в приложении к настоящему Договору)

4.2. При реализации образовательной программы, предусмотренные пунктом

4.1. настоящего Договора ресурсы, используются для обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.

4.3. Организация № 1 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ____________________________________________________________

(указывается итоговая аттестация или государственная итоговая аттестация)

выдают обучающимся ____________________________________________________.

(указывается наименование документа об образовании и (или) квалификации)

Организация № 2 по результатам использования ресурсов, предусмотренных . настоящего Договора, выдают обучающимся ________________________________________________.

(указывается справка об обучении или о периоде обучения)

(данный абзац включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).

5. Обязанности Сторон

5.1 Стороны обязаны:

5.1.1 Реализовывать часть образовательной программы, указанной в . настоящего Договора самостоятельно;

5.1.2 Ознакомить обучающихся со своими уставами, с лицензиями на осуществление образовательной деятельности, со свидетельствами о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся при реализации образовательной программы.

5.1.3. Создать обучающимся необходимые условия для освоения части образовательной программы;

5.1.4 Проявлять уважение к личности обучающихся, не допускать физического и психологического насилия;

5.1.5. Предоставлять другой Стороне справки о результатах освоения Обучающимся образовательной программы, включающие зачетные (экзаменационные) ведомости, (данный пункт включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).

5.1.6. Во время реализации части образовательной программы нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

6. Срок действия Договора

6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.

6.2. Реализация образовательной программы по настоящему Договору начинается с __________________ года.

6.3. Договор заключен Сторонами на неопределенный срок (вариант: на срок ______).

7. Ответственность Сторон

7.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств): стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций, ограничительных и запретительных актов государственных органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависеть от воли Сторон.

7.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие документы.

7.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств срок исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.

8. Порядок изменения и прекращения договора

8.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

8.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в __________________ срок.

8.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

9. Реквизиты и подписи Сторон

Обзор документа

Речь идет об обучении с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в т. ч. иностранных, а также иных компаний (при необходимости).

Сетевая форма обязательной не является. Она применяется только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным.

Отмечен ряд преимуществ данной формы. Например, активизируется обмен передовым опытом подготовки кадров. Расширяются границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и иных ресурсах.

Определен статус обучающихся при данной форме.